Интервью радио "Рифма"
...ИЗ ТОГО, ЧТО СЛЫШАТ ЛЮДИ – 20% ЧЕСТНОЙ МУЗЫКИ

Закономерно, что ни один праздник на радио "РИФМА" не проходит в обычном формате, то есть не остается незамеченным. Если нет заранее спланированной акции, то обязательно какой-нибудь сюрприз. Наурыз не был исключением. Тут вам и финал участников программы "Споем с LG", и радийная акция "Солнце Наурыза", и тот самый сюрприз - очередной визит Мурата Насырова к нам в студию (уже третий по счету). Суперстар российской или же казахстанской сцены (это я забыл уточнить). Другими словами, исполнитель, пользующийся популярностью, пожалуй, во всех странах СНГ. Хотя что такое популярность? Это - слава, разменянная на медяки. Тут позволю себе небольшое лирическое отступление, которое не будет касаться личности и карьеры Мурата Насырова, но подведет нас к той беседе, которая состоялась 23 марта.

Успех можно спланировать. Это парадокс нашего времени. Он не зависит ни от концентрации таланта в отдельно взятой личности, ни от количества оригинальных идей в его голове. Достаточно обзавестись нужными связями, которые обеспечат тебе необходимый для раскрутки PR (достаточное количество эфирного времени, газетные полосы, обложки журналов, постеры). Для старта песенку с въедливым, как серная кислота, мотивчиком и желательно интеллектуально необременительным текстом. А далее головоломка с выбором имиджа. Да и здесь не нужно особенно напрягать мозги, достаточно иметь хорошее зрение. На Западе за тебя давно уже все придумали. Фрик, бисексуал, унисекс, секс-бомба, супермен, бэтмен - выбирай и кликни два раза. Чем эпатажней будет твой выбор, тем лучше для твоего кармана. Мало кто откажет себе в удовольствии пойти посмотреть на неведому зверушку, которая приехала в ваш город с высокохудожественной гастролью. Есть менее альтернативный вариант - образы кукольных Кенов и Барби. Но здесь большая конкуренция.

И вот ты новоиспеченный мессия, готовый сеять "разумное", "доброе" не важно для двадцати ли тысяч человек или для двухсот, покоряешь ли ты shit-парад или солидный музыкальный чарт, главное - засветиться. Вот только фактор времени в этом не-оспорим. Некоторые, быстро поднявшись к музыкальному Олимпу, так же легко сходят на нет. И это понятно. Если звезды не приносят никакой коммерческой выгоды, интерес продюсеров к ним ослабевает.

Мурат Насыров прошел через многие ступени шоу-бизнеса, пожалуй, не через все упомянутые, но с большим преимуществом перед многими поп-исполнителями - это школа им. Гнесина. А это всё же гарант того, что вокалом он владеет профессионально. Был у него и хит-пробивник, тот самый Тамбовский бой, и работа в кабаке, и малобюджетные чесы за "капустой". В последнем нет ничего предосудительного. Должен же исполнитель "встать" на ноги. Имидж положительного героя с самого начала закрепился за ним и до сих пор остается непререкаем: ни одного публичного скандала, ни одного резкого (опять же публичного) выпада в сторону коллег по музыкальному цеху. А мог бы... Когда каждый турбомододинамист не преминет вылить на ближнего весь свой "словарный запас", накопленный за годы учебы в ПТУ (вспомните хотя бы программу "Музыкальная метель", в которой Мурат Насыров принимал участие).

Четыре альбома (последний вот-вот появится на прилавках) говорят о том, что он не однодневка. И еще одно доказательство тому - грандиозные планы покорения западного рынка. Но обо все по порядку.

Сергей Орлов: С момента нашей последней встречи прошло немало времени. Что значимого произошло в твоей жизни?

Мурат Насыров: Живу на одном дыхании. Такое ощущение, что я только вчера здесь был. Жизнь меняется постоянно. Не хотелось бы, чтобы она остановилась в какой-то момент. Иногда не успеваешь уследить, как одно событие меняет другое. Совсем недавно у моей дочери был день рождения, но я устремился в ваш город, чтобы встретиться со своими почитателями. Пожертвовал значимым для меня событием, к которому моя семья готовились почти весь год. Когда я вернусь, обязательно поздравлю ее. Про рождение сына вы, наверное, знаете. Зовут его Аким. Все говорят, что он будет акимом Москвы и всей Московской области.

С.О.: А кем бы ты его хотел видеть?

М.Н.: Думаю, что я хотел бы его видеть самодостаточным человеком, который нашел бы себя в этой жизни. Я не хотел бы препятствовать какому-то его личному пристрастию. Я уверен, что этот человек найдет себя, потому что в свои неполные полтора года знает, что к чему, знает, как складывать мозаику жизни.

С.О.: Значит ли это, что твой сын впитывает одно из твоих качеств - амбициозность? Ведь ты с детства стремился к лидерству.

М.Н.: Было такое стремление, но амбициозности не было. Это несколько закомплексованная черта лидерства.

С.О.: Каждый воспринимает эту черту в меру своих способностей. Некоторые видят в ней негативный подтекст.

М.Н.: Нет. Амбиции - это отличное качество. Для человека, который себя пробует в эстрадном жанре, обязательно нужно, чтобы амбиции тебя захлестывали, но я честно хочу сказать, что это некий комплекс. Во мне всегда была мнительность, я всегда был в себе не уверен, поэтому я к этому мнимому лидерству стремился. Я думаю, что мой сын не будет брать с меня пример. Он - человек абсолютно другой формации, рожденный под иной звездой.

С.О.: Мнительность - это тоже присущее творческому человеку качество? Наверное, есть постоянная неудовлетворенность в результате?

М.Н.: Мнительность, неудовлетворенность, но при этом мягкость. Я из любых проблем выхожу плавно, и все равно добиваюсь того, что хочу. Это, конечно, тяжело мне дается. Не всегда могу сказать, что да, это попадание в десятку. Долго хожу вокруг да около, долго примеряюсь, но добиваюсь.

С.О.: Можно ли сказать, что твое творчество от начала до конца искреннее или все-таки есть доля прагматизма? Как часто в шоу-бизнесе приходится прогибаться, делать то, что тебе не нравится?

М.Н.: Эта сфера, этот жанр популярной музыки - продажной коммерции - подразумевает некую совестливость. Мне не нравится, когда люди, взяв в руки по-дворовому расстроенную гитару, поют, что не стоит прогибаться под этот мир, пусть он лучше прогнется под нас. Типа мы все там такие из себя. А сами параллельно занимаются бизнесом, где-то там смакуют, на каких-то каналах. До конца честным быть в этой сфере не получается. Я бы сказал так: все, что слышат люди в СМИ, на 20 процентов честной музыки, честной, в моем понимании, а остальные 80 % - некое подстраивание под то русло, в котором мы находимся. Несколько упадническое объяснение, но я так считаю. Что касается той музыки, которая хранится у меня в тяжелых папках и в огромных файлах, абсолютно никому не интересная, то ее даже не хочется приносить ни на "CD Land", ни на "Монолит".

С.О.: И все-таки почему эта музыка нереализованная? Ведь есть фанаты, которые безоговорочно поклоняются своему идолу, для которых неважно, что воспроизводит их кумир. А есть поклонники, которые могут воспринять новый творческий эксперимент вполне нормально.

М.Н.: Потому что это свои краски, свои мазки. Я делаю это для себя и для своего совсем узкого окружения. Это, конечно, неправильно, но когда это действительно из тебя выходит, хочется когда-то избавиться от этого всего, выплеснуть эмоции. Для поклонников это нужно донести, пройдя всю эту бюрократическую цепочку формальностей, от которых зависят судьбы многих наших звезд. Я бы с удовольствием выпустил несколько десятков тысяч CD или кассет со всеми этими песнями, но для этого нужно иметь как минимум свой заводик и свою типографию. Для того чтобы выпустить хоть какой-то тираж, нужно вложить в это свои собственные средства. Но есть другой способ: выставить черновики на своем сайте. Когда я пойму, что достаточно созрел для этого, и пойму, что посетителей на моем сайте большое количество, я обязательно это сделаю.

С.О.: О какой музыке мы ведем речь? Не секрет, что ты в детстве увлекался Pink Floyd, Deep Purple, Led Zeppelin. Даже подбирал и исполнял на гитаре песни Beatles.

М.Н.: Сейчас я это даже не могу слушать, потому что время и пристрастия меняются. Слушаю несколько иную музыку.

Есть душераздирающая новость. Я недавно завел знакомство с одним английским продюсером Kool De Sac*, как он себя называет. При этом он поет, как Элтон Джон. У него есть свой лейбл и продакшн студия. Я уже три раза был в Лондоне и в соавторстве с ним записал три трэка, кстати, на моем сайте есть ссылка на его сайт, где вы можете услышать демо двух песен проекта Kool De Sac&Nasyrov. Одна песня называется "Outer Reaches", вторая - "Sexy Lady". Эти песни мы представляли на "Мидем" (ежегодная музыкальная ярмарка в Каннах, на которой исполнителям вручаются музыкальные награды по традиционным номинациям: "Альбом года", "Группа года", "Дебютант года" и.т.д. - Прим. ред.) в Каннах. Много лэйблов заинтересованных просят включить эту песню в сборник, а он не хочет отдавать, планирует сразу выпустить сингл. Конечно, сингл никто выпускать не будет, пока у нашего коллектива нет ни альбома, ни видео. Я потрогал этот рынок, встретил там Сережу Жукова, который на позапрошлом "Mидем" продал свою песенку группе ATC. В тот раз он снова что-то продавал. Я поставил ему то, что мы сделали, и он с выпученными глазами сказал, что это нечто совсем другое. Это действительно очень высокий уровень, я даже не хочу сравнивать, как работают люди там, и у нас. Это, наверное, следствие того, что на Западе рынок перенасыщен.

С.О.: Это твой не первый опыт покорения Запада? Я знаю, что ты выступал в клубе "Heaven" в Нью-Йорке.

М.Н.: Это несколько другое покорение. За границей я выступал в Германии, в Англии трижды, и в основном для русских. Конечно, туда захаживают фирмачи, спрашивают, где можно купить мой СD, но в основном мы выступаем для своих эмигрантов. Что же касается последнего года, то я окончательно добиваю англоязычный рынок, он такой тернистый, сложный. И вообще, они все там чудики, все какие-то роботообразные. Я бы не хотел там жить. Ни за что. Хотя во всех интервью я говорю, что Лондон - мой любимый город. Теперь я знаю его начинку, и что там внутри происходит. Статистика такова, что каждый второй англичанин не половозрел, не натурал. И этот каждый второй живет в центре цивилизации...

Звонок в студию. Айнагуль: Мы рады вас слышать в Актобе вновь и вновь. Я помню, как показывали ваше выступление в Ялте. Вы исполняли песню на английском языке. Это было ваше первое выступление?

М.Н.: На такой большой сцене на конкурсе всесоюзного значения впервые. Если вы помните, это транслировалось по центральному каналу на весь Советский Союз.

С.О.: А первое место ты взял, исполняя песню Аллы Пугачевой?

М.Н.: Как мне после уже рассказали редакторы, было три конкурсных дня, в первый день я вырвался вперед по очкам со своей оригинальной песней, на что редакция попросила жюри не завышать мне оценки, чтобы создать конкуренцию. Потому что впереди было еще два дня выступления. На второй день из 12 возможных баллов все единодушно поставили мне 11 за исполнение зарубежной песни. А в последний день дали по 12 баллов.

С.О.: Все-таки песня Пугачевой была? И, наверное, та самая "Песня первоклассника", которая вошла в сборник-трибьют?

М.Н.: Да, я был, наверное, единственным исполнителем в Советском Союзе, кто осмелился публично перепеть одну из песен Аллы Пугачевой. С.О.: А как восприняла это сама примадонна? Какова была ее реакция? Не было резких выпадов, мол, дерзкий мальчишка объявился?

М.Н.: Если бы она так восприняла это, она бы не пригласила меня на свой сюрприз от Аллы Борисовны, а потом на рождественские встречи?! Видимо, ей понравилось...

С.О.: Хочу припомнить тебе интересный факт из истории радиостанции "РИФМА" и твоей истории в частности: как-то ты поспорил с одним из наших музыкальных ведущих, что за ближайшую пятилетку подпишешь контракт с компанией BMG. Прошло уже три года.

М.Н.: Правда...?! Во всяком случае, у меня еще есть временной люфт - два года. И повторюсь, в настоящее время есть лэйбл Kool De Music, который я представлял на "Мидем", и есть тому доказательство. Менеджеры крупных звукозаписывающих компаний, в том числе Universal, BMG, Sony проявляют интерес. Контракт мы еще не подписали, но включить наши песни в какой-нибудь компилейшн уже сейчас - это реально.

С.О.: Мурат, на английском ты уже запел. Наверное, ты знаешь, что в Казахстане крепко взялись за исполнение закона о языках. Поскольку качественной поп-музыки (от автора: качественная музыка, которая бы отвечала музыкальной политике нашей радиостанции) на национальном языке мало, то в итоге страдает формат станции. Не хотел бы ты в будущем исполнить песни на казахском языке?

М.Н.: Я совсем недавно узнал об этом законе, знаю, что теперь все радиостанции, вещающие на территории Казахстана, должны вещать на казахском языке. Считаю, что решение было принято правильно, может быть, не совсем плавно внедрено, нужно было к этому подготовиться, но это правильное направление. Я обязательно подготовлю композицию на казахском языке, может быть, сделаю много кавер-версий на свои хиты. И надеюсь, они будут ротироваться на радио "РИФМА".

Двадцать минут, проведенные Муратом в гостиной радио "РИФМА", пролетели очень быстро. Этого времени мало для того, чтобы узнать, чем дышит заезжая звезда, но, прощаясь, мы условились встретиться хотя бы в следующей пятилетке.

М.Н.: Спасибо радиостанции "РИФМА" за приглашение, вам, Сергей, за то, что вы вскрыли массу исторических нетленных моментов из моей биографии, которые я ввиду возраста подзабыл. Хотел бы заострить внимание на том моменте, что в этом году мне исполняется 33 года, 13 декабря в пятницу. Вы знаете, что это ночь сатаны, поэтому во мне борются две силы. Я стал обращать внимание на знаки, причем, я не какой-то там сумасшедший или фанатик, но я все чаще и чаще понимаю, что к этому меня подводит судьба. Так вот, вся жизнь состоит из знаков. Сегодня был очень хороший положительный знак. Я желаю всем весны огромной и безнаказанной. Счастья вам, не забывайте ваших близких и родных, пишите письма, звоните маме, здоровья вам и всего самого наилучшего.

В свою очередь выражаем благодарность шоу-центру "Арлекино" и Серикову Узакбаю за помощь в организации интервью.

Hosted by uCoz