Мурат Насыров считал себя счастливым человеком
Hosted by uCoz
Воспоминания о Розыгрыше

Одним из холодных октябрьских вечеров 2003 г. в моей московской квартире, которую я в то время арендовал, раздался телефонный звонок. Звонила администратор киностудии «Дикси» Наталья. Разговор она начала издалека:
- Мы снимаем программу «Розыгрыш» и нам нужен человек, владеющий уйгурским языком. Мы с трудом нашли координаты вашей организации в Интернете, Вы не могли бы нам помочь?
В то время я возглавлял Межрегиональную общественную организацию «Уйгурское национально – культурное объединение». Каким образом мой домашний телефон попал в Интернет еще тот вопрос, но как бы то ни было, разыграть уйгура в эфире Первого канала было очень заманчиво. Над кем это они хотели пошутить? Не было никаких сомнений, что это Мурат! - Вы собрались разыграть Мурата Насырова? – спросил я.
- А как Вы догадались? – удивленно спросила собеседница.
- Да так, подумалось, – ответил я. Хотя понимал, что кроме него, никто из уйгуров в Москве, широкой публике интересен не будет.
Таким вот неожиданным способом у меня появилась возможность познакомиться с Муратом лично, хотя, честно говоря, приехав в Москву в 2000 г., попользоваться его широкой известностью, не зная его, доводилось. В то время я искал квартиру в аренду. Но хозяева квартир, услышав о моей национальности, наотрез отказывались. Их просто пугали люди с неизвестной им национальностью, отдавая предпочтение русским. И вот, общаясь с очередным арендодателем, говорю, что отказать то вы в любое время можете, давайте хотя бы встретимся. Только тогда последний задал вопрос: кто такие уйгуры? Разве не просвещенному объяснишь все в двух-трех словах? Говорю:
- Знаете Мурата Насырова, который поет «Мальчик хочет в Тамбов»?
- Да.
- Ну, так он уйгур.
- Ааа! Хорошо, давайте подъезжайте…
С Натальей мы договорились о встрече для согласования программы действий на воскресенье. В тот же день Мурат прилетал откуда-то из Европы. Мы с администратором обсудили мою роль, что я должен делать и говорить, чтобы вытащить Мурата на розыгрыш и прочие детали. В общем, не откладывая дело в долгий ящик, мы начали звонить Мурату на мобильный. Поначалу его телефон был отключен, т.к. он с аэропорта сразу поехал в студию на запись. Нам удалось дождаться подключения его телефона, и я начал излагать свою легенду:
- Ассалам алейкум, Мурат!
- Алейкум ассалам, - удивленно он ответил.
- Мян Ядикар. Бугун Алмутудин кялдим. Сизгя бир авяткян сога бар. Сизгя кандак тапшуруп беривятсям болуду? (Перевод любезно предоставлен соадминистратором сайта Эмереном: "Я Ядикар. Сегодня приехал из Алматы. Есть подарочек для Вас. Как бы мне Вам ее отдать?")
- Что за посылка? От кого?
Пришлось переходить на русский:
- От Олега! Нужно признаться, что я в детстве жил по соседству с его зятем в одном подъезде и хорошо его знал.
- А что он передал?
- Да без понятия, сами увидите!
- А как Вы хотите передать?
- Ну Вы скажите когда и куда подъехать.
- Хорошо, я подумаю, чуть попозже созвонимся.
Звоню часа через два. Он не отвечает. Время поджимало. Наталья предложила позвонить жене Мурата и уточнить где он. Его супруга была в курсе всех этих событий и была на нашей стороне. Она говорит:
- Мурат в ванной, перезвоните через полчасика. Проходят длительные минуты ожидания. Наконец пробиваемся и уже по ходу переходим на ты:
- Мурат! Это снова Ядикар.
- Да! Ядикар? Мои никакой посылки не передавали! Я звонил в Алмату! Ни зять, ни сестра ничего не знают! – голос настороженный, чувствуется сквозит: что тебе надо? отстань от меня!
Вот думаю, попал! Что делать-то? Пришлось импровизировать на ходу:
- Понимаешь, моя мама с женой попросили тебе передать. Говорят, что один наш там уйгур в Москве Мурат, пусть из родного города родной еды поест! А я им отказать не смог, говорил им некогда будет, где его искать? А они на своем настояли!
- Так ты отдай кому-нибудь, я не обижусь, будем считать, что ты мне передал.
- А как я им потом врать буду? Нет, давай говори куда привезти, а то у меня ночью самолет, со временем не очень.
- А тебе самому что-нибудь надо?
- Да нет же! Я же говорю, что проездом. Утром прилетел, ночью дальше улетаю. Разве что на твой концерт попасть удастся, а так, ничего не надо.
Слышу, он уже оттаял, говорит:
- У меня в 12 ночи концерт в казино Golden Palace, можешь туда подъехать в 23-30? Там я тебя встречу и проведу на концерт. Знаешь где находится?
- Отлично! Без проблем, найду!
К десяти вечера, полностью экипированный женой, я уже был на автопаркинге Golden Palace. Была только одна проблема, нужно было, чтобы Мурат поставил свою машину на подготовленное место, где были установлены скрытые видеокамеры, подставная машина и прочие атрибуты. На самом деле повезло. Мурат подъехал к автопаркингу, оставил ключи охраннику и, озираясь, зашел в казино. Понятно, что он ждал, когда я к нему подойду, но меня не было. Какие мысли пронеслись в его голове не знаю, но охране на входе он сказал:
- Если меня кто-нибудь будет спрашивать, не пропускайте!
Охранники нам по рации сообщили, что Мурат не в духе и зашел в гримерную сердитым.
Его Пежо 607 поставили на подготовленное место, на капоте расстелили скатерть и разложили самбус и тогачи, приготовленные моей женой, водку «Адил» из Алматы и красные яблоки, купленные накануне на рынке. Понятно, что апорта в Москве не было, но хоть какое-то подобие соблюсти удалось. Вокруг машины привязали баранов, развесили воздушные шарики и стали ждать. Меня в это время провели на его концерт. Мурат целый час пел свои новые песни, которые вошли в его новый альбом на уйгурском языке. Как-то очень просто и с гордостью он сказал, что сам уйгур по национальности и хочет представить вниманию слушателей песни на уйгурском языке. Песни он пел миксом, на русском и на уйгурском языках, как это делалось многими артистами из союзных республик в советские времена. К окончанию концерта меня позвали назад на автопаркинг.
Все шло по сценарию. В подставной машине, по соседству с машиной Мурата, уже сидела девушка, испуганная баранами. Охрана по рации сообщает: Мурат просит подогнать его машину к выходу казино. Начальник охраны тут же передает: не положено. И вот по рации передают: он пошел к автопаркингу. Мы со всей съемочной группой наблюдаем по мониторам этажом выше. Вот Мурат выходит из лифта и, буквально завернув за угол, натыкается на баранов. Недоуменно смотрит на свою машину с накрытым дастарханом на капоте и привязанными баранами, достает телефон и направляется назад к лифту. При этом не издал ни звука. Наша девушка в подставной машине, увидев, что он уходит, кричит, как утопающая:
- Молодой человек! Помогите!
- А что случилось?
- Представляете, сажусь в машину, а эти бараны как кинутся на меня, так я с испугу ключи под машину уронила и вылезти боюсь. Я уже позвонила своему любимому, он скоро подъедет.
- А где ключи?
- Там под машиной. Ой! А я Вас знаю! Вы же артист, да?
- Да!
- Ой, как интересно! А эта машина Ваша?
- Да.
- И бараны Ваши?
- Нет! Вы не видели, как они тут оказались? Вот попал!
Звонит своему директору:
- Сань, тут бараны, возле моей машины. Да я откуда знаю! Тут мне целый день один чудак звонил на счет посылки из Алматы, вот выкинул!
Нужно заметить, что администраторы киностудии провели предварительную подготовительную работу и создали ситуацию, чтобы Мурат остался один. Водитель отпросился по причине болезни живота. Директор сказал, что нужно решить кое-какие личные вопросы. Тут подъехал наш подставной солидный мен:
Мен: Что тут случилось?
Девушка: Да вот любимый, - защебетала красавица, - оказалась в западне, ключи выронила и уехать не могу!
Мен: А чьи бараны?
Мурат: Не мои. Пришел, а они тут привязаны.
Появляется Александр – директор Мурата. Таращится на баранов:
- Ну ничего себе!
Мен: Мда, ну ладно, вот ключи, поехали отсюда. Собирается сесть в машину и вдруг останавливается, вглядывается – на машине вмятина с царапиной. Это откуда?
Девушка: Не знаю, так не было. Это видимо бараны.
Мен: Мужик, так это твои бараны натворили! Надо будет ответить!
Мурат: Да не мои это бараны!
Ситуация накаляется, появляются начальник охраны и милиционер:
- Что тут происходит?
Мурат уже отошел в сторону и звонит еще куда-то. Теперь с меном и милицией разбирается Александр. Мне дают отмашку – звони Мурату. Звоню:
- Мурат! Это Ядикар! Как моя посылка? понравилась?
- Ядикар! – почти взвыл Мурат. Ты где? Ну ты удружил!
- Что случилось? Проблемы? Хочешь, я сейчас приеду?
- Быстрее!
Режиссер съемки понимает, что ситуация достигла своего апогея и пора наступить развязке. Меня загружают на громадную скаковую лошадь, дают в руки букет цветов и отправляют этажом ниже в сопровождении еще двух всадников с транспарантом «Розыгрыш». По автопаркингу раздается гулкий цокот копыт, я переживаю, что Мурат увидит нас раньше времени. Мы подскакали вплотную, но он настолько был погружен в свои переживания, что даже и не понял, когда вокруг него появились лошади. Ему тыкают в нашу сторону и кричат: Розыгрыш! В начале он видит транспарант, потом я спускаюсь к нему и вручаю букет. Мурат смотрит на меня и так печально с надеждой в голосе спрашивает:
- Ядикар?
- Да, я!
- Кандак сизляр ялгуз бир Москвадики уйгурни аймидинлар?
- Кандак килмиз, сиздин башкиси йокку!
(Перевод, Эмерен
: - Кандак сизляр ялгуз бир Москвадики уйгурни аймидинлар?
- Как же вы не пожалели единственного уйгура в Москве?
- Кандак килмиз, сиздин башкиси йокку!
- Что поделать, другого же нет!
) И мы с ним обнялись. Далее появилась и вся съемочная группа. Тут же оприходовали водку «Адил», яблоки и всю выпечку моей жены. Мурат не пил. Ему по любому нужно было за руль. Домой я вернулся уже ближе к трем часам ночи.
На следующий день мне снова позвонила администратор киностудии и говорит:
- Ядикар, понимаете, съемка оказалась несмотрибельной, не достаточно эмоций! Мы попросили Мурата пересняться в Розыгрыше, и он согласился. Вы еще раз нам не поможете?
Разве я мог отказаться от такого приключения, конечно, я согласился. То, что пересняли, многие видели на экранах ТВ. Там поменялся сценарий, добавили людей по сюжету. Но при всем при этом, сколько Мурата ни просили быть эмоциональнее и кое-где выражаться матом, он не мог.
Я много раз вспоминал его поведение во время съемок. Мурат был интеллигент на 200%. Может я и ошибаюсь, но ему вообще не был свойственен мат. Он не спорил и не ругался в критической ситуации, а как бы осторожно давал иссякнуть эмоциям других. При этом было видно, насколько сильно он переживает, но у него была свойственная ему защитная реакция: он как бы закрывался от общения с чужими людьми и через мобильный телефон связывался с близкими людьми, от которых ждал помощи.

Ядикар Ганиев.
г.Алматы, март 2007 г.