"Надо постоянно стоять над душой у строителей"
Hosted by uCoz
«Надо постоянно стоять над душой у строителей»

Мурат Насыров родился в Алма-Ате, в самой обычной семье. Он был пятым, младшим ребенком в семье — у него два брата и две сестры. Все дети были одаренными, но Мурат оказался единственным, кто попал на сцену. Он на «отлично» учился в школе и особенно любил «щелкать» задачки по математике и физике. И стал бы типичным советским инженером, если бы не дворовые ребята и, главное, старший брат с его гигантским магнитофоном «Брянск».

После школы у Мурата был выбор: поступать на физико-математический факультет или посвятить себя искусству. Но сначала Насыров отправился отдавать воинский долг Родине в Ашхабад. Собственно, там и началась его активная музыкальная деятельность. С первыми «военными» гастролями пришло (и с тех пор уже не пропадало) чувство сцены. После армии Мурат надумал отправиться на завоевание просторов шоу-бизнеса в Москву. Расставшись с родным домом, Насыров надеялся на гостеприимство белокаменной. Однако из обеспеченной семьи, где не приходилось думать о том, где взять кусок хлеба, он попал в совершенно чужой для себя город. До поступления в Гнесинку жил впроголодь, как-то подрабатывал, чтобы снимать комнату. Спасибо, выручали друзья и знакомые: приглашали в гости, поили и кормили. Первый бастион Москвы — Гнесинский институт — был наконец взят. Конкурс 40 человек на место Мурат преодолел и окунулся в незабываемую жизнь московского студента... Следующей высотой для него стал конкурс «Ялта-91». Насыров тщательно готовился к нему с преподавателем из Гнесинки и получил Гран-при. Жюри — Игорь Крутой, Владимир Матецкий, Лайма Вайкуле, Яак Йоала — оказалось единодушным в своем решении, поставив наивысшую оценку казахскому пареньку, который первым из всех конкурсантов замахнулся на исполнение хита Аллы Пугачевой. Тем не менее, абсолютная победа на конкурсе еще не означала «звездного» статуса. Кое-какие предложения были, но ничего серьезного. Отчаявшийся Мурат решил тогда, что можно не гоняться за популярностью, — и устроился петь в кабаке. Это был тяжелый труд. Но многим нравилось то, что он делал. Так, в одном из клубов Насыров познакомился со своими земляками из группы «А-Cтудио». Разумеется, братья-казахи не могли не помочь и представили молодого алмаатинца тогда еще только начинавшему продюсеру Арману Давлетярову. После нескольких выступлений на шоу-тусовках Мурата Насырова открыла для себя богема столицы, а с выходом в свет дебютного альбома «Кто-то простит...» — и широкие круги меломанов.

— Мурат, вы сейчас живете в обычном сталинском доме на Соколе. Расскажите, почему именно здесь?
— На самом деле я долгое время жалел, что приобрел именно эту квартиру. Как выяснилось, я немного поторопился с покупкой... Дело в том, что с началом активных гастролей вопрос приобретения своего жилья стал для меня очень актуальным. К тому же была накоплена некая сумма. И вот мы с супругой начали искать в газетах объявления о продаже квартир. Наткнулись на какое-то агентство, оно предложило нам ряд вариантов, среди которых была и наша нынешняя квартира. Мне очень понравился район. Здесь тихо, и в то же время до центра города я доезжаю за пять минут. Вроде бы все хорошо... Я и не думал, что с домом могут быть какие-то проблемы.

— Что за проблемы, если не секрет?
— Это и соседи, и мусор во дворе, и текущая крыша, и неработающие антенны, и т. д. К тому же я покупал квартиру на последнем этаже, чтобы забрать чердак под студию. Но, по всей видимости, это неосуществимая мечта. Единственное, что я знаю наверняка, — на всю жизнь мы в этой квартире не останемся точно. Хотя мы к ней уже привыкли и создали себе комфортные условия. Но детям не хватает места — они ведь растут. Сыну и дочке приходится ютиться в одной комнате. Так что сейчас подумываем о смене жилья — этим активно занимается моя супруга Наташа.

— Но в этом доме вы тоже не сразу очутились?
— Нет, конечно. В Москве я с 1989 года, мне приходилось снимать жилье. Было время, когда я ночевал то у одного, то у другого товарища, у друзей моих друзей. Практически все люди, с кем я общался, тоже жили на съемных квартирах, и нередко мы делили одну комнату на несколько человек.

— И в какой-то прекрасный момент появилась идея fixe — «я хочу иметь свое жилье»?
— В общем, да. Вы знаете, накопилась огромная усталость от этих съемных квартир, тем более что последнюю мы снимали за просто немыслимые деньги! Обыкновенная панельная «трешка» на юго-западе Москвы стоила — это было до кризиса — тысячу с чем-то долларов, представляете?! В итоге мы решили приобрести что-то свое. Вот и поторопились немного...

— Вы когда-нибудь пытались посчитать, сколько денег потратили на аренду жилья?
— Просто громадную сумму! Теперь вот другая напасть — ремонт, который постоянно требует вложения средств.

— Большинство людей хотели бы заплатить деньги и не вникать в тонкости ремонта, а просто въехать в готовую квартиру. Но в таких ситуациях часто обманывают...
— Абсолютно верно! Моя «строительная эпопея» тянется очень давно — с 1998 года, нам постоянно приходится что-то переделывать. Тем более что буквально через несколько месяцев после того, как мы купили эту квартиру, грянул кризис.

— В дальнейшем вы будете искать жилье на вторичном рынке или купите новую квартиру?
— Дело в том, что я устал от ремонта. Новая квартира для меня — это опять непрекращающийся ремонт в течение трех–четырех лет. Многие мои знакомые, в свое время пошедшие по этому пути, до сих пор никак не закончат его. А я у себя ремонт завершил, но вот только квартира пока еще не закончена.

— Что вы имеете в виду?
— «Ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить», — как сказал Жванецкий. Я постоянно нахожу, что еще можно было бы доделать. Вот тут с сантехникой можно поработать, здесь батареи переставить, потому что они недостаточно прогревают комнату... И так до бесконечности. Хотя и сейчас у нас очень уютно.

— Скажите, Мурат, а кто был инициатором ремонта? И вообще как все происходило?
— Вы знаете, все получилось само собой. Мы с женой однажды сели на кухне и начали изобретать всякие забавные финтифлюшки. Дизайн тоже придумали сами, потому что человек, которого нам предложила фирма, только ходил, кивал головой и поддакивал. А мог бы сразу сказать, что все нами задуманное визуально уменьшит пространство. Мы создали такую «современную» квартиру. Только когда появился ребенок, поняли, что надо, например, тишину соблюдать, а коридора-то и нет! Квартира фактически состоит из огромного холла, переходящего в гостиную-кухню, и трех комнат — спальни, детской и моего кабинета. Типичная студия. Хотя кто бы к нам ни попадал — в квартиру сразу же влюбляются. Потому что все сделано руками женщин — моей супруги и ее мамы. К тому же здесь живут люди, которые любят порядок.
Мы спланировали квартиру так: при входе попадаешь в прихожую, из которой виден холл. Его противоположная стена сделана под наклоном: ею закрыли несущую балку. Поэтому гостиная получилась в виде пятиугольника. Кухню с гостиной мы объединили. На кухне стоит итальянская мебель из красного дерева, а спальня из ореха. Вся мебель у нас из Венеции, заказывали ее через салон у моего приятеля. Детская располагается между спальней и студией. Она небольшая, но зато очень уютная.

— А почему не получилось воплотить идею с переоборудованием чердака?
— Дело в том, что когда я туда попал, то понял, что потрачу не миллион — миллиард... Да еще ремонт делать там! Обустройство квартиры планировали закончить в течение трех–четырех месяцев, и то растянули на годы.

— Что для вас было самым сложным в строительстве?
— В любом деле важна организация. Наша жизнь ставит нас в такие условия, что приходится все просчитывать.

— Скажите, Мурат, каким вы видите дом вашей мечты?
— Мне хочется жить в таком доме, где никто бы не мешал. Вдалеке от шума и суеты. Москву я люблю, но не факт, что буду продолжать здесь жить. Есть места гораздо более интересные. Думаю, что дом моей мечты — на Востоке. Я все-таки человек восточный. Родился в той культуре, понимаю ее и люблю. Там используют минимум мебели, сидят на полу, там росписи и восточная музыка...
Сейчас наша квартира сделана в совершенно другом стиле, хотя есть в ней многое, что мне нравится. Отдельно хочется сказать про студию. Она василькового цвета. Всем казалось, что этот цвет будет «давить», а он, как оказалось, успокаивает. Здесь хорошо. Стены обтянуты тканью, ее держат панельки, на которых развешаны фотографии разных лет.

— Соседи не жалуются на громкую музыку?
— Нет, в студии сделана звукоизоляция. И потом, запись я произвожу в наушниках, поэтому соседи музыки не слышат. Так что тут проблем нет. Другое дело, что мне в принципе не нравится здешнее окружение. У нас в подъезде есть несколько коммунальных квартир. Мы пытались предложить им расселиться, но ничего не получилось. В подъезде из-за них постоянно грязь и шум. Это не сознательные гадости, а образ жизни. Даже неудобно иногда гостей приглашать.

— Какими вещами вы наполняете дом? Есть ли предметы особой гордости?
— Сейчас мы, наоборот, стараемся освободить квартиру, потому что скопилось много лишних вещей. Мы периодически стараемся их раздавать: у нас в Москве большое количество родственников.

— Проблема «талантов и поклонников» для вас существует? Ваши почитатели стоят под окнами, стены в подъезде расписывают?
— Дело в том, что я давно живу в этом районе, и все, кто хотел, автографы уже получили. Раньше, если досаждали, брал такси, а в итоге нанял шофера.

— Как часто у вас возникает желание что-нибудь переделать в своем доме?
— Что касается квартиры, такого желания давно не возникает. Мы должны оправиться от ремонта, несмотря на то что прошло уже много лет. Хотя через каких-нибудь два–три года снова придется серьезно об этом думать, когда мы будем менять квартиру.

— Есть какие-то «секреты мастерства» от Мурата Насырова?
— Надо очень серьезно относиться к вопросу обустройства жилья. И нельзя, увы, стать профессионалом, пережив всего один ремонт. Нужно уделять много внимания каждой мелочи, особенно если вы с этим раньше не имели дела. Я, конечно, не могу утверждать, что строители всегда обманывают. Попадаются и порядочные люди. Но вот что не стоит делать точно, так это отдавать деньги вперед! В процессе строительства необходимо проверять каждый чек, потому что часто приписывают несуществующие расходы. Надо как бы делать ремонт самому: постоянно стоять над душой у строителей, ездить на склад, в магазин, на ярмарку... И лучше на время ремонта отодвинуть все другие дела.

Беседовал Денис КОНОВАЛОВ, 2 сентября 2004 г.